Городские ряды (Гостиный двор), XVIII — XIX вв. Согласно новому генеральному плану на площади Старого базара строились торговые корпуса. Комплекс торговых рядов — четыре двухэтажных здания — поставлены один против другого. Невысокие торговые корпуса очень просты по своей архитектуре. Зато расположенные при въезде на площадь со стороны Астраханской дороги пропилеи — два портика дорических колонн — решены в лучших традициях классицизма.
Авторство Гостиного двора, как и большинства крупных рязанских построек того времени, предположительно, принадлежит Ивану Григорьевичу Сулакадзеву, занимавшему должность городского архитектора. Строительство началось в 1784 г. Вкладывали деньги в проект сами купцы, будущие хозяева торговых площадей. Все постройки были выдержаны в едином архитектурном и композиционном стиле, который существенно отличался от современного облика задний. Строительство успели закончить всего за год — первоначальные корпуса были одноэтажными и достаточно простыми в оформлении. В 1810 г. проведена первая масштабная реконструкция северо-восточного корпуса (с 1991 г. — Зал камерной музыки Рязанской областной филармонии). Центральная часть корпуса была надстроена вторым этажом, а само здание получило новый облик с колоннадой. Со временем Гостиный двор перестал вмещать желающих купить или продать какой-либо товар и постепенно утратил своё значение главного городского торгового центра. После пожара тридцатых годов XIX в. купцы переселились на «новый базар» — в Хлебные ряды на Московской улице (ныне Торговые ряды на площади Ленина). В центральном корпусе нашли себе место гарнизонная Сергиевская церковь и музей славы Нежинского полка, квартировавшего в Рязани. На втором этаже обосновались Городская управа и Дума, внизу — аптеки.
1 октября 1949 г. на площади бывшего Гостиного двора был установлен памятник И.П. Павлову скульптора М.Г. Манизера (Государственная премия 1950 г.), в 1956 г. построен Концертный зал имени С.А. Есенина, соединивший два корпуса торговых ря