Памятник Карлу Великому, что установлен неподалёку от входа в Нотр-Дам-де-Пари, парижане именуют Шарлеманем – так французы фонетически трансформировали латинское имя Carolus Magnus (Каролус Магнус). У памятника любопытная и чуть печальная история.
Автор композиции, потомственный скульптор Луи Роше, потратил на эту колоссальную работу десять лет жизни. Памятник стал его последним произведением: в 1878 году, незадолго до завершения труда, скульптор умер. Дело Луи принял его брат Шарль, художник и скульптор.
Младшему брату выпала тяжёлая доля: на доделку памятника он потратил почти все свои сбережения, а ведь нужен был ещё достойный произведения постамент. Городские власти категорически отказывались покупать статую и оплачивать строительство постамента, разрешили только поставить Шарлеманя на площади перед Нотр-Дам. Тогда Шарль Роше сам заказал скромный пьедестал, и вскоре строитель подал в суд, требуя заплатить ему 4155 франков, которых у скульптора не было. «Нью-Йорк Таймс» писала 13 апреля 1899 года: «Роше в печальном положении… единственная вещь, которую кредитор может забрать в счёт долга, это сама статуя, от имени которой парижская пресса обращается сейчас к городу, правительству и публике – прекратить суд, который не делает чести их художественному вкусу».
Художественные достоинства памятника спорны, но он безусловно интересен археологически точным воспроизведением малейших деталей одежды и вооружения самого Карла Великого и его рыцарей Роланда и Оливье. Без сомнения, тут сказались особенности воспитания и образования Луи Роше, который был еще и учёным, специалистом по восточным языкам. Так, меч, висящий на бедре Роланда, точно воспроизводит оригинал, хранящийся в Мадриде. Однако сама фигура Карла Великого мало соответствует оригиналу: известно, что чрезвычайно рослый (192 сантиметра) монарх в пожилые годы сильно растолстел и облысел. На коне же мы видим стройного длинноволосого старца.
Хоть и со скандалом, но памятник был установлен в престижном месте. Этим