Своеобразные, встречающиеся только в Хакасско-Минусинской котловине, средневековые погребальные сооружения, которые называются в археологической литературе чаатасами, известны с XVIIIв. Их осматривали и описывали такие учёные путешественники, как Д.Г.Мессершмидт, Г.Ф.Миллер, И.Г.Гмелин и П.С.Паллас.
Чаатас означает «камень войны». Так хакасы называют группы каменных курганов, густо обставленных высокими плитами или каменными столбами-менгирами, часть которых является переиспользованными древнейшими энеолитическими изваяниями. По народному объяснению, это камни, оторванные от скал и в беспорядке врезавшиеся в землю на местах поединков эпических древних богатырей-алыпов. Алыпы прибегали в борьбе друг с другом к такому необычному оружию потому, что, обладая сверхчеловеческой силой, они нередко руками, одетыми в волшебные рукавицы из бычьих шкур, крушили горы, легко отрывая от них целые скалы и плиты.
Памятники культуры чаатас расположены по обоим берегам Енисея, Абакана, в междуречье Чёрного и Белого Июсов и по всем мелким левым притокам Абакана и Енисея.
Чаатасы являются ценнейшим источником сведений о разнообразных сторонах духовной и материальной культуры средневековых хакасов: обычаях, верованиях, ремесле, искусстве, быте и расселении отдельных племён или этнических групп.
Систематические раскопки несомненно приведут ко многим неожиданным и увлекательным открытиям. Они доставят основные материалы для понимания сложнейшего начального периода эпохи древнехакасского государства (VI — начало IX в.), приведшего к становлению феодальных отношений и расцвету блестящей самобытной культуры одного из самых северных центров средневековой цивилизации.